Искусство призвано проявлять в зрителе лучшие качества, вызывать в нем чувство восхищения, восторга, сопереживания, формировать его представление о прекрасном. Поэтому организация выставочных залов в музеях и галереях подчиняется строгим правилам, а освещение является одним из условий удачной презентации работ и проявления художественного совершенства произведений.
Освещение музеев должно обеспечивать сохранность и целостность работы. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи губительно воздействуют на краску и лак картин, на фотобумагу, а нагрев от светильников может разрушать некоторые материалы, из которых выполнены скульптуры. Освещение картинных галерей — задача для специалиста в этой области, понимающего уязвимость произведений искусства и имеющего представление о возможностях современного осветительного оборудования.
Пример одного из наших проектов
Общие принципы освещения выставочных залов
Современные залы с экспозицией часто организовывают без общего искусственного освещения, так как в темном зале удается создать удачные световые акценты непосредственно на экспонатах. Тем более что большинство музеев и выставок принимают гостей в дневное время, когда в качестве общего освещения используется естественный свет. Но не для всех музеев подходит такое решение.
Если выставка вечерняя или архитектурные особенности помещения не обеспечивают достаточную естественную освещенность, то общее искусственное освещение выставочных залов должно быть мягким и рассеянным. Кроме того, старинные здания, дворцы и замки, в которых часто проводят выставки, сами по себе являются центром внимания. В таких случаях освещение должно выгодно презентовать преимущества среды, окружающей экспонаты.
О вреде света для некоторых экспонатов
Любое освещение картинных галерей в какой-то степени разрушает выставочные работы: приводит к выцветанию красок, растрескиванию лака, старит бумагу. «Любой свет» — значит искусственный и естественный, последний еще более губителен. Наибольшего внимания при выборе спектра света в осветительных приборах для музеев и галерей требует графика, масляная и акварельная живопись, текстильные экспонаты.
Особенно вредным считается ультрафиолетовое излучение, поэтому в музеях и галереях не используют в качестве подсветки картин источники света с сине-фиолетовым оттенком (за исключением люминесцентных ламп), которые более разрушительные, чем желто-красный спектр, выраженный в лампах накаливания. Исключают также химически активные лампы: йодные и ксеноновые.
При высоких потолках осветительный прибор может быть размещен на высоте 250 см от пола над экспонатом, выступая от освещаемой поверхности на некоторое расстояние, достаточное для направления светового потока на него. Светильник должен быть оснащен отражателями. Скрытость ламп гарантирует к тому же отсутствие бликов и эффективное освещение музеев.
Добавить комментарий